Top.Mail.Ru
Тайный старообрядческий монастырь в Шувое — Марковцы.ру
Меню
Главная » Статьи » Дачный блог » Тайный старообрядческий монастырь в Шувое

Тайный старообрядческий монастырь в Шувое

После раскола Русской православной церкви, который случился во второй половине 17 века, многие стойкие приверженцы старой веры, прячась от властей, находили прибежище в гуслицких лесах. Так, достоверно известно, что как минимум в течение двух столетий недалеко от села Шувое существовало монашеское поселение, известное как «кельи», куда местные жители приносили еду своим собратьям по старой вере. Это был настоящий старообрядческий монастырь, информацию о котором среди чужих людей не принято было распространять.

Посёлок Шувое находится на окраине исторической области Гуслицы, населённой старообрядцами. Однако географическая периферия не всегда совпадает с периферией духовной. Во всяком случае, Шувое, расположенное в стороне от важных торговых путей, многие годы было важным центром старообрядческой культуры, в особенности книгописания. Так что место для монастыря было выбрано старообрядцами не случайно. Письменных сведений об этом монастыре сохранилось мало. Они сообщают, что основали Троицкий шувойский монастырь иноки-старообрядцы, бежавшие из Москвы. С собой они привезли «передвижную церковь», а на месте выстроили молитвенный дом. Под передвижной церковью, скорее всего, понимался церковный иконостас и богослужебные предметы. В монастыре не было своего постоянно проживающего священства, но странствующие старообрядческие священники периодически посещали монастырь и служили литургии. Время их посещения хранилось в строгом секрете, так как именно они были главным объектом преследования властей. Церковные книги, когда не использовались, хранились в специальном тайном укрытии в глубине леса. Наибольшее количество монахов (до 50) проживало в монастыре на рубеже 17 и 18 веков. Затем их количество уменьшилось, и Троицкий шувойский монастырь своими размерами стал больше напоминать скит.

В 1840-х годах Троицкий старообрядческий монастырь в Шувое привлёк внимание царской полиции. Одно из полицейских дел, сохранившихся в архивах, было возбуждено по инициативе самого генерал-губернатора столицы и называлось «О расследовании по поводу раскольнических келий в деревне Шувое на земле принадлежащей крестьянину Лаврентию Егорову». Для следствия по этому делу из Москвы в Шувое приезжал специальный полицейский чин, который обнаружил в лесу бревенчатую избушку и летнюю постройку, напоминающую сарай. И в избушке, и в постройке находились многочисленные церковные книги и богослужебные предметы. В лесу были пойманы два отшельника, которые оказались крестьянами Сидором Григорьевым и Иваном Денисовым. Вместе с собственником земли Лаврентием Егоровым они были арестованы. В ходе полицейской операции все лесные постройки были разрушены, а книги, иконы и богослужебные предметы — конфискованы. В 1870-х годах полиция опять обращает внимание на Шувое.

Местный полицейский надзиратель пишет в Москву о том, что в шувойском лесу появились раскольники, называющие себя монахами, и что эти монахи даже устроили кладбище. Прибывшая на место в мае 1847 году полиция обнаружила в лесу, между деревнями Шувое и Равенская, целое поселение, состоящее из рубленых келий, пригодных для круглогодичного проживания. Там же было обнаружено огороженное кладбище с 26 ухоженными могилами. В одной из них, согласно надписи, покоился сам умерший в 1852 году бывший хозяин данного лесного участка Лаврентий Егоров, арестовывающийся ранее полицией за укрывательство на своей земле монашествующих старообрядцев. В кельях полиция застала пятерых человек, которые назвали себя монахами. Четыре из них носили клобуки. Один был в обычной крестьянской одежде. История сохранила их имена – Монах Иосиф 84 лет (в миру Иван Фадеев), монах Илия (Исидор Желтов) 70 лет, монах Лаврентий (Лукьян Евстигнеев), монах Гавриил (Егор Матвеев) 25 лет, Николай Барахов 25 лет. Полиция узнала, что в монастыре был ещё старец Моисей, но найти его не смогла. Все арестованные показали, что пришли в Шувое спасаться, причём большинство прибыли из дальних мест. Задержанные полицией монахи к моменту ареста прожили в шувойском лесу от 6 до 10 лет.

Существование старообрядческого монастыря нарушало законы Российской империи. Полиция конфисковала все книги и прочее имущество и во второй раз снесла постройки. С Шувойским монастырём связаны местные легенды и предания. Одна из них гласит, что монастырь возник до того, как возникло само поселение Шувое. Согласно другой легенде – монахи поселились между деревнями Шувое и Равенской не случайно. В Равенской проживало много колдунов, которые своей чёрной магией доставляли шувойцам немало проблем. Монахов же пригласили, чтобы те своими молитвами разрушали злые чары, отчитывали одержимых, лечили больных.

Полицейские экспедиции 19 века, и даже гонения на религию первых лет советской власти не смогли искоренить шувойский монастырь. Он упрямо возрождался. Достоверно известно, что он существовал и в 1920-х, и в начале 1930-х годов. В последние годы своего существования монастырь представлял собой группу келий, разбросанных в лесу. В кельях раздельно проживало 6-8 человек обоего пола. Женщины готовили еду, стирали и ремонтировали одежду. Мужчины выполняли тяжёлую работу. Местные жители считали своей непременной обязанностью помогать монашествующим продуктами. На территории монастыря был колодец. Местные жители ходили к нему за водой. Хорошие отношения монашествующих и шувойцев-мирян объяснялись не только тем, что и те и другие исповедовали одну, старую веру. Среди монашествующих были и местные жители, решившими принять постриг на закате своей земной жизни. Последней из шувойских монашествующих принято считать схимонахиню Назарету, которая скончалась в 1948 году. Её прах покоится на шувойском кладбище. В 1990-х годах над могилой последней шувойской инокини по личному указанию Митрополита Русской Православной Старообрядческой церкви Алимпия был установлен крест.

В 2000-х годах родившийся в Шувое в 1930 году Иван Григорьевич Сисин вспоминал: «Кельи я помню хорошо, бегал сюда в лес играть, когда мне было лет семь. Это были полуземлянки. В одной из них я видел колодец и висящую лампадку. Ещё было бревенчатое строение, типа амбара или сарая. Был пруд, в котором я тогда купался. Монахов в то время, а это был примерно 1937 год, в лесу уже не было. Кладбище их тоже было разорено, валялись разбитые надгробья белого камня. Надгробья были красивые, со старинными надписями, на одном, помню, был изображён ангел».

Его младшая сестра, Антонина Ивановна, тоже жительница посёлка Шувое, передавала воспоминания своей бабушки, Домны Амосовны Пряхиной (1876 – 1976), которая говорила, что видела сама, как жили здесь иноки и инокини, в «пещерах» и хоронили своих покойников там же, в лесу, на собственном кладбище.

В настоящее время на месте шувойских келий силами местной старообрядческой общины установлен большой поклонный крест. Каждый год, 30 июня, в день почитаемой иконы Божьей Матери Губинская проводятся праздничные богослужения.

Сергей Михайлов, Алексей Марков.

Добрый день! Добро пожаловать на мой ресурс. Буду рад видеть вас подписчиками моих соцсетей. Нажимайте на ссылки / иконки соцсетей ниже и подписывайтесь. Будем на связи! Также буду рад пообщаться с вами в комментариях и на форуме.

Нет комментариев

Добавить комментарий