Top.Mail.Ru
Старинное деревенское мировоззрение-пережитки язычества, колдуны ⋆ Марковцы.ру
Меню
Главная » Статьи » Дачный блог » Старинное деревенское мировоззрение-пережитки язычества, колдуны

Старинное деревенское мировоззрение-пережитки язычества, колдуны

До недавнего времени в каждой деревне можно было услышать рассказы о колдунах и деревенской магии. Этому явлению, наверное, столько же лет, сколько и самому человечеству. Являясь удивительной смесью непознанного, реальности, внушений, фантазий, нелепостей, шарлатанства и обмана, научно обоснованных методов и дикого суеверия, составленная из противоречий магия тем не менее воспринимается как единое целое и как ни странно — «работает», притом тем сильнее, чем больше в нее верят. 

Появившись гораздо раньше любых религиозных систем, она жива и сегодня.

988 г. принято считать годом крещения Руси и точкой отсчета русской церкви, но следует понимать, что тогда под Русью понимались Киев и окрестности. Процесс же христианизации на огромных, неоднородных этнически территориях, понимаемых под этим термином сегодня, растянулся на века и был ли он завершен окончательно — вопрос дискуссионный, несмотря на наличие храмов почти в каждой деревне. 

Многие не растворенные осколки финно-угров, наряду с формальным христианством сохранили древнейшие представления, а некоторые части марийского этноса называют последними язычниками Европы, так как они до сих пор соблюдают дохристианские обычаи.

Последним, но вполне удержанным, рубежом язычества стала деревня. Там язычество и христианство, встретившись, образовали симбиоз, названный в последствии двоеверием. В этом не было ничего необычного, такое явление возникало везде, где христианство или ислам встречались с этническими верованиями. Они не противопоставлялись друг другу, а слились в единое, хоть и противоречивое мировоззрение.

Христианство не устранило язычество из сознания и повседневного обихода народа, а ассимилировало его, включив в свою культовую систему. Календари наслоились, святые обрели функции языческих богов, а главное, осталось языческое сознание — первобытный суеверный страх перед высшими силами и попытка магическим образом воздействовать на окружающий мир в своих интересах.

Внутренняя основа христианства — исправление себя, борьба со страстями и т. д., была воспринята минимально. В среднем простой человек оставался тем же язычником, только с другими названиями богов и ритуалов. Христианская религия в каноническом виде, утверждаемом высшим духовенством, не смогла проникнуть в самые глубины жизни русской деревни, и приняла формы аграрно-бытовых верований, связанных с земледельческим циклом, сменой времен года и желанием магическим образом умножить урожай. В силу чего явилась источником и почвой возникновения суеверных представлений, обрядово-магических действий, своеобразных истолкований реальности.

Иначе говоря, простой народ реализует языческое мировоззрение внутри церковной среды, понимая религиозный культ именно как практическую магию, видя церковные таинства как разновидность колдовства, а священника как разновидность мага, жреца, оракула или целителя. Таким образом христианство победило язычество во внешней форме, но язычество наполнило его своим содержанием.

В этой связи некоторые исследователи вместо термина двоеверие используют термин — народное православие, как некую, созданную крестьянством, редакцию христианской веры, порицаемую официальной церковью. Сюда следует отнести и различные апокрифические и эсхатологические версии: отчасти изначально заимствованные вместе с верой, отчасти истолковываемые различными проповедниками из народной среды, каждый на свой лад, так же находящие в крестьянской среде благодатную почву.

Старинное деревенское мировоззрение-пережитки язычества, колдуны
Закрутка в поле — вредоносный магический прием призванный погубить будущий урожай либо повредить здоровье хозяина поля. Делалось в предрассветный час

Ещё одна грань народной веры — это некая оппозиционность, в общем-то было очевидно, что сильные мира сами не живут в соответствии с канонами, а просто используют официальную церковь для распространения власти, ее удержания и эксплуатации народа. Поэтому в народной среде было недоверие к официальной церкви как опоре власти, помимо того и сами церковные иерархи были такими же феодалами. Во всем народном фольклоре вы едва ли найдете упоминания о попах в положительном ключе. Нежелание иметь общую веру с угнетателями в полной мере выразилось в церковном расколе 17 века.

Старинное деревенское мировоззрение-пережитки язычества, колдуны
Колдун русского севера — реконструкция -российский этнографический музей

В наиболее радикальных беспоповских течениях раскола царская и церковная власти напрямую объявлялись антихристовыми, а посещение синодальной церкви приравнивалось к измене Христу.

Но и в рамках самой господствующей церкви представления о каноническом христианстве у крестьян были весьма туманны. Один священник-миссионер 19 века писал о проповеди в деревне, что после нескольких часов объяснений, что такое Троица, получил ответ: «Богородица, Христос и Мыкола». 

Вот, что пишет журнал «Миссионерское обозрение» 1902 г. т .2: «Русский народ ничего не понимает в своей религии… он смешивает Бога со святителем Николаем и последнему готов даже отдать преимущество… Догматы христианства ему совершенно неизвестны…»

Обычный крестьянин был крещён, знал молитвы, ходил в церковь, но при этом мог использовать Библию и церковные свечи для гаданий, вместе с молитвами читать заговоры, верить в приметы, предаваться безудержному разгулу на Масленицу или в Святки, ходить к колдуну, наливать в блюдечко молоко для домового, а икону, если она не исполняет желаний, мог каким-нибудь образом наказать, например сослать на чердак. В этнографической литературе есть даже такой пример: по окончании полевых работ служили молебен, а затем самого толстого попа или дьякона катали в облачении по полю для умножения будущего урожая, приговаривая: «Уродись сноп, толстый как поп».

Чтобы это понять, достаточно посмотреть, как обстоят дела сегодня: по данным соцопросов к колдунам, магам, экстрасенсам, народным целителям, астрологам регулярно обращаются около 60 % граждан России, при этом, до 80% граждан причисляют себя к верующим христианских конфессий.

Вполне логично, что и в быте Старого мира традиционная общественная среда не могла обходиться без «параллельной иерархии»: колдунов, ведунов, знахарей, шептух, так же как без священничества и клира. При этом, колдуны не были им антиподами, более того, в большинстве случаев все эти категории так же причисляли себя к православным, а представители клира нередко сами пользовались магическими приемами — например, какие-нибудь старообрядческие начетники или старосты сами могли быть колдунами и знахарями в одном лице.

В общем, колдун в русской деревне был такой же обыденностью, как агроном в деревне советской. Женщин, считавшихся колдуньями и ведьмами, было намного больше, но колдуны мужского пола считались сильнее. У каждого колдуна была своя, скажем так, зона обслуживания, свой «приход», были колдуны, различающиеся и по специализации. И хотя колдуны всегда были под подозрением — их боялись, старались не портить отношения, но в тайне пользовались их услугами.

Под влиянием христианства в народе сложилось представление: «что без труда — то от лукавого» и, что дьявол платит черепками, любой результат лишь тогда богоугоден, когда оплачен собственным трудом и потом, результат же легкий, полученный без труда и усилий, а уж тем более сверхъестественным образом, в последствии не пойдет во благо и расплата за него все равно будет.

Однако, испокон веков, перед людьми стояло искушение решить вопросы материального мира при помощи «мира незримого» и люди ради сиюминутного результата, и во все времена, были готовы заложить душу в дьявольский ломбард. Если следовать христианским представлениям, способности колдуна были не его личные, а приставленных к нему во временное услужение бесов-помощников, которые по смерти колдуна получали его душу.

Но даже оставив религиозный аспект, по простой логике природы и закона сохранения энергии ничто не берется ниоткуда. Если где-то прибыло — значит где-то убудет, в этом мире за всё придётся платить, тем более за сверхъестественное. Каждый колдун традиционного мира понимал, что такая плата будет уплачена, но, как и когда — решать не ему.

Охлупень

Старинное деревенское мировоззрение-пережитки язычества, колдуны

Охлупень — древний элемент деревянной архитектуры, закрывающий стык кровли на традиционных деревянных русских избах. Охлупень изготовлялся из целого ствола ели или лиственницы в виде буквы V в сечении. Конец бревна (корневая часть) зачастую вырубался в виде головы коня или птицы — откуда и конёк крыши. Конь в крестьянском мировоззрении символизировал солнце: солнце днем едет на конях, а ночью плывет на лодке, являлся обережным символом: «конь на крыше -в доме тише».

Жизнь колдуна, вопреки мнению обывателей, не есть исполнение любых желаний волшебным образом, она также зависит от общего мироустройства и духовных законов, а расширение горизонта возможностей лишь подымает цену платы за это. Колдун будет лишён обычных человеческих радостей и счастья, не сможет жить обычной жизнью, он постоянно должен будет обуздывать силу, чтоб она его самого не погубила раньше времени.

Возможно, он не сможет иметь детей, возможно, все они трагически погибнут. Он не сможет даже умереть как обычный человек, а при смерти будет страдать сверх меры. Силу колдун получал либо по наследству, либо в результате инициации от колдуна-учителя. Чаще всего это происходило в момент смерти колдуна. 

Колдун, чувствуя конец, а нередко задолго точно зная свой час будучи подключенным к потустороннему миру (по учению церкви миру демоническому), и как бы одной ногой находясь в нем, должен был от него отключиться и полностью стать обычным человеком.

Для этого ему надо было сбросить с себя силу, чтобы передать ее другому человеку. Сам акт передачи мог быть различным, например, восприемник должен был вдохнуть испускаемый колдуном дух, получить какой-либо предмет, часто посох или записи заговоров, либо просто дотронуться, пожать руку, похлопать по плечу и т. д. Иногда могли быть и довольно сложные символические ритуалы, в особенности, когда речь шла не просто о передаче силы перед смертью лишь бы кому, а о длительном обучении избранного ученика.

В западном славянстве, по всей видимости, существовали и целые колдовские школы, с каким-либо сакральным числом учеников, например, 12, копируя Христа, как в сказочной повести Отфрида Пройслера «Легенды старой мельницы», написанной на основе этнографии лужичан (по ней в 2010 г. снят фильм «Крабат ученик колдуна»). 

Сообщения о таких школах имеются в этнографических источниках по западной Украине и ряду стран центральной и восточной Европы, однако в них отсутствуют подробности. 

Иногда колдунами становились и самостоятельно, находя контакты с потусторонним миром. Народный фольклор в данном случае указывает на заключение некоего контракта — договора с нечистью, этот мотив возник скорее всего под влиянием христианства.

Колдун, который не нашёл восприемника, долго страдал, находясь между мирами, а чтобы облегчить отход его души, разбирали крышу. Смерть колдуна часто сопровождалась сверхъестественными явлениями. Люди с этим сталкивались с незапамятных времён и приходили в суеверный страх. Со времён неолита тем, кого при жизни считали колдунами, подрезали пятки или отрубали ноги, вбивали осиновый кол в грудь, чтобы те по смерти не вставали, также их клали лицом вниз, чтобы они не нашли дорогу.

Это не выдумки Голливуда, а историческая реальность, подтверждённая археологией. 

По свидетельству известного археолога Ярового (книга: «Мистика древних курганов») таких погребений в среднем приходится одно на сто, т.е. каждый сотый считался колдуном. Смерть колдунов описана многими этнографами. Во времена детства, прошедшего в деревне, и позже, во время этнографических поездок, мне также приходилось слышать об этом.

Вот история смерти колдуна, рассказанная в Вологодской деревне: умирал самый что ни на есть настоящий колдун, было это в семидесятых годах 20 века. При жизни он заговаривал болезни, привораживал возлюбленных, передавал молоко от чужих коров своей и т.д., в общем делал всё, что входит в обычную практику колдуна средней руки. Но настал смертный час, он лежал на лавке в сильном страдании, говорить он уже не мог и издавал жуткие звуки, полные запредельной тоски, от чего у присутствующих застывала от ужаса кровь в жилах. Временами он приходил в сознание и знаками просил подойти к нему, чтобы передать бесов, но никто из присутствующих не сдвинулся с места. И тут у него изо рта вылез язык — на полметра, что так не бывает, что это видение, транслируемое его «поселенцами», остающимися без жилища. Язык извивался как змея, а глаза вылезли из орбит и вращались, все присутствующие в ужасе выбежали на улицу. В общем, умирал он еще с неделю пока не разобрали крышу.

В другом известном мне случае (Смоленская область), оставленный в запертой церкви гроб с телом колдуна к утру оказался перевёрнутым, а во время опускания в могилу налетел сильный ветер с дождём при летней солнечной погоде.

У всех народов сохранились предания об оборотнях, умевших превращаться в животных. Об этом также сообщается в житии святого мученика Киприана, бывшего в прошлом колдуном и оборачивавшегося вороном. Конечно, никакого превращения на физическом уровне не происходит, считается, что колдун способен временно отделять свою душу от тела и вселяется ею в животное, управляя его движениями, также как духи проявляют себя в одержимом человеке, при этом тело колдуна может лежать дома без признаков жизни.

Также дьявол внушает человеку, что он стал животным, а окружающим транслирует соответствующее видение. При «обучении» практикуются «техники» вхождения в образ, отождествления себя с тем или иным животным. Самым известным оборотнем русской древности можно считать Полоцкого князя Всеслава Брячиславовича (? – 1101), «Слово о полку Игореве» говорит о нём: «Всеслав князь людям судяше, князем грады рядяше, а сам в ночь волком рыскаша….»

Летописи указывают причину его необычных способностей: «мать же родила его от волхования», также указывается, что был он «не милостив на кровопролитие» и на поле боя дрался, рыча как зверь. В общем, превращениям подвергается не тело колдуна, а его душа. Считается, что колдуны могут ею управлять и делать видимой людям в любом образе: животного, неодушевленного предмета, самого себя, поэтому колдуна могут видеть сразу в нескольких местах, другого человека и даже некоторое время после смерти. Я приведу пример оборотничества, рассказанный в одной из деревень Клинского района: со слов бабули, в деревне жила колдунья, которая могла оборачиваться как животными, так и неодушевленными предметами. Это было в 20-е годы. Отец бабушки ночью вышел во двор по нужде и увидел, что по двору катится втулка от велосипедного колеса, он кинул в нее топором и несколько повредил, втулка издала странный звук и укатилась. На следующий день выяснилось, что у колдуньи сломана нога.

Еще одну историю, связанную с неодушевленными предметами, мне рассказал уроженец карпатской деревни. Он уверял, что в юности во дворе у колдуна видел, как топор сам колет дрова.

В многочисленных описаниях полтергейста также часто упоминаются самопередвигающиеся предметы, так что сказочные сюжеты про палку, которая сама может побить, или о самоходной ступе Бабы-Яги, или полетах на метле и ковре-самолете вполне могли иметь под собой какую-то почву.

Церковь такие явления признает и, разумеется, приписывает их демонам. В самом Евангелии есть сюжет о Симоне-волхве, который силою бесовскою перемещался по небу и по молитвам апостолов рухнул и разбился, оставшись без бесовской помощи. Есть и Жития святых, сообщающие об оседлании чертей и полетах на них.

Народные предания и этнографические свидетельства сообщают, что колдуны постоянно должны находить своим чертям работу, иначе они начинают мучить самого хозяина, который часто, чтоб от них отделаться, придумывает им различную бестолковую деятельность, как то: переливать воду, переносить землю, перебирать смешанные крупы и пр.

Традиционно колдунам приписывается умение управлять погодой, тут отличить реальность он мракобесия довольно сложно. В средние века практически любая непогода и неурожай приписывались деятельности колдунов, при том даже на государственном уровне по обвинению в колдовстве в Европе были сожжены тысячи людей, имели место такие случаи в России.

Тем не менее, способностью влиять на погоду, по крайней мере локально, по всей видимости колдуны имели. Один человек, которому приписывалась способность вызывать дождь, говорил, что мы — часть природы и природа —  часть нас, и потому также, как она на нас оказывает воздействие, так и мы способны оказывать воздействие на неё, создавая процесс в себе. Мы можем его распространить и на окружающую среду.

Удивительно, но несмотря на то, что каноническая христианская вера заключается совершенно в другом, в обиход священства так же плотно вошла практика попыток воздействия на погоду: молебны о даровании либо прекращении дождя, крестный ход против засухи и т.д., что говорит о том, что языческое сознание не чуждо и духовенству.

Вообще, если мы посмотрим требник или молитвослов, то обнаружим там молитвы практически на каждую бытовую потребу, в том числе и от колдунов и дурного глаза, так же как в сборнике заговоров и заклинаний.

Одним из явлений магической сферы является морок. Под ним понимается трансляция фантомного реально не существующего явления или действия, способность в результате воздействия заставить видеть то, что внушили, а не то, что есть на самом деле… Механизм явления прост – контактёр создаёт в своём сознании образ видения, которое транслируется в сознание тех, кому оно предназначается (по мнению церкви трансляция происходит при помощи беса-помощника).

Таким же образом колдун может скрыться от глаз окружающих, став как бы невидимым – или по крайней мере незамеченным, либо предстать в образе неодушевленного предмета или природного объекта. При этом он также представляет, что он стал невидимым (или принял образ чего-либо) и тем самым даёт духу команду и тот «отводит» глаза. 

По мнению церкви бесы могут морочить и самостоятельно, без участия контактёров: видение НЛО, инопланетян (феномен НЛО известен с древнейших времён, только раньше это были летающие колесницы и крылатые кони, в соответствии с уровнем знаний тех времён; сейчас в духе времени — это космические корабли и летающие тарелки), реликтовых чудовищ и «снежных людей» которых никто так и не смог обнаружить, привидений, умерших людей.

Трансляция событий из прошлого или происходящих в другом месте, всё это относится к этому явлению. Так же считается, что темная сила может организовать визит ангелов или Бога, поэтому христианское учение всегда предупреждало о таких явлениях и призывало не доверять им. В церковной и этнографической литературе можно найти множество примеров морока. А вот случай, произошедший с моим прадедом, Барановым Александром Ивановичем во времена НЭПа в Москве.

Кстати, сам он был ревностным старообрядцем, но при этом и кем-то вроде мелкого знахаря, заговаривал лишаи, грыжи и т.д. Прадед имел драночный станок и продукцию возил сбывать в Москву. Однажды, успешно продав товар, он отправился в кабак, где познакомился с цыганом, который после того, как они пообедали, как бы в шутку сказал: «Хочешь, перед нами все бабы юбки задерут?» Прадед не поверил, но когда они вышли из кабака на улицу, то улицу захлестнула волна воды и вода стала быстро прибывать, заливая всю улицу, женщины, находящиеся на улице, завизжали и стали подымать юбки, чтобы их не замочить.

Видение закончилось также неожиданно, как и началось, цыган рассмеялся, похлопал прадеда по плечу и скрылся в подворотне. 

Владимир Даль описывает подобный случай, похожий на прохождение Копперфильда через китайскую стену: о колдунах народ верит также, что они отводят глаза, т.е. напускают такую мару или мороку, что никто не видит того, что есть, а все видят то, чего вовсе нет. Например, едут мужики на торг и видят толпу, обступившую цыган, из которых один, как народ уверяет вновь прибывших, пролезает насквозь бревна, во всю длину его, так что бревно трещит, а он лезет! Вновь прибывшие, на которых не было напущено мары, стали смеяться над толпой, уверяя, что цыган лезет подле бревна, а не сквозь него; тогда цыган, оборотившись к ним, сказал: «А вы чего не видали тут? Поглядите лучше на возы свои, у вас сено-то горит!» 

Мужики кинулись — сено точно горит; отхватили на скорую руку лошадей, перерезав упряжь, а толпа над ними во все горло хохочет; оглянулись опять, возы стоят как стояли и не думали гореть. 

Считается, что против морока существует противоядие, если это явление вызвано подстройкой, видением и удивлением человека, заинтересовав и удерживая внимание которого начинается внушение и управление его сознанием. Надо разорвать связи и включить собственную волю — не верить происходящему. 

Народная традиция в качестве приемов предлагает молитву или матерную брань… Главный принцип магии и гипноза — чем больше верят, тем сильнее работает. Цель организаторов представления — показать свое всесилие и внушить страх, соответственно, противоядие — неверие и отсутствие страха…

Как правило, колдовское ремесло сочеталось с такими деревенскими профессиями, как кузнец, мельник, коновал, пасечник, охотник, человек, занимающийся лесными промыслами, где предполагалась некая закрытая обособленная деятельность и часто отдельное проживание, а может быть такие люди, в силу именно этих особенностей, попадали под подозрение.

В моем роду сохранилось предание о некоем предке. К сожалению, не сохранилось сведений ни о том, кем он мне приходился, ни даже его имени. Рассказ я слышал в детстве, а сейчас спросить уже не у кого… Жил он во второй половине 19 века и был пасечником, вел отшельнический образ жизни и жил на отдалённой пасеке. Был он также старообрядцем и при этом обладал некими способностями с соответствующей им репутацией.

Однажды ночью на пасеку пришли воры воровать мед, но после изъятия меда они не смогли покинуть место — пространство оказалось запертым и им ничего не осталось, как дожидаться хозяина и просить прощения… В другом подобном случае, рассказанном в Белоруссии, воры всю ночь пытались уйти с места преступления, но, поблуждав по лесу, неизменно возвращались на обратно…

Вообще, формы бесконтактного воздействия на человека в народной магии занимают довольно большой пласт, некоторые виды — работы в рукопашном бою. Приворот, отворот, наведение порчи,- есть программирование на какие-либо действия или бездействие, выключение сознания и т.д. Природа этих явлений так же разнообразна, от вполне объяснимых — тонкая психология, НЛП, психофизика, внушение, гипноз, до — чернухи.

В случаях с так называемым «бесконтактным боем» контакт все равно есть и работа идет на уровне психологии, и с движениями человека (подстройка к ним и копирование, создание иллюзий и вызывание нужных рефлексов) в области психофизики (но все же это больше годится для развлечения публики, так как гипнотическое воздействие, как правило, оказывается на «своих», к которым уже подобраны психологические ключи, есть доверие и вера в способности оператора)

Совсем другое дело показать это на разъяренном противнике на улице, разогнанная психика которого мало восприимчива к воздействию. Сфера, где эти приемы действительно работают, это мошенничество на доверии. После того, как человек расслабился и доверился, к нему можно подстроиться и вставить программу любых действий. Здесь действует формула, подстройка, копирование-увод под свою программу.

Моментом подключения является вызывание какой-либо эмоции, затмевающей критическое мышление, например, классика «цыганского развода», мошенница говорит доверчивой пенсионерке о каком-либо малоизвестном событии из ее жизни (удивление), потом о какой-то проблеме (удивление, помноженное на доверие), потом о последствиях этой проблемы, если ее не решить (страх), и, наконец, о возможности ее решения (надежда и желание решить). Далее полное управление и постановка любых программ, а потом рассказы: «Деньги отдала, не помню как…»

Но работа может осуществляться вообще без контакта и на большом расстоянии, в виде создания мыслеобраза или действия на отождествляемом предмете (кукле, следе, фотографии, в некоторых техниках отождествление идет и с самим собой). По такой схеме работают любовные привороты-отвороты или внедрение вредоносной энергетической программы: порчи-сглаза. Например, схема передатчик-приемник, в случае работы с фотографиями — контактёр до отупения смотрит на фотографию, пока силою воображения она не зашевелится и не появится образ человека, далее в форме мыслеобраза представляется процесс его выздоровления или наоборот – заболевания, либо травмирования, в случае с куклой, объект опять же игрой воображения отождествляется с данной куклой и на ней проводятся соответствующие действия.

Считается, что некоторые колдуны способны нанести вред одним только взглядом и даже убить, во всяком случае рассказы о нехорошем колдовском взгляде один из самых распространенных сюжетов в деревенской магии…

Трое экспериментаторов в области боевой магии, войдя в измененные состояния сознания, стали смотреть на собаку, представляя ее мертвой — эксперимент удался, однако пошла «обратка» — один очень скоро внезапно умер, у второго повесился сын, третий спился…

Не с проста духовная аскетика учит не желать никому зла даже в мыслях…

В детстве мы иногда ездили в соседнюю деревню к родственникам. Их соседкой была старуха, которую вся деревня считала колдуньей. Она была нелюдимой и почти ни с кем не общалась. Однажды по приезду к ним мы застали главу семьи сильно хромавшим и опирающимся на палку. Он поведал такую историю: дети играли в мяч и он случайно улетел в соседний огород. Доставать его «официально» не хотелось, так как отношения были сложные. В общем он, убедившись, что никто не видит, перелез через забор, нашел мяч и стал возвращаться к забору, как вдруг земля и небо поменялись местами и он оказался лежащим на земле, ничего не понимая. Он встал и пошел дальше, но, сделав несколько шагов, вновь оказался на земле. Поняв, что что-то не так, он осмотрелся и увидел непонятно откуда взявшуюся колдунью, смотревшую на него. От этого взгляда он пришел в ужас и бегом побежал к забору — на самой высшей точке забора сознание вновь было выбито, и он, как мешок, повалился с забора, повредив при этом ногу…

А вот как бесконтактную работу ещё 110 лет назад описал А.И. Куприн в повести «Олеся», рассказывающей об общении автора с полесской ведьмой. Здесь дословные выдержки: «Что бы вам такое показать – ну разве это – идите впереди меня по дороге – я пошел но пройдя около 20 шагов вдруг споткнулся на ровном месте и упал…….если не ошибаюсь этот фокус состоит в том, что она идя за мной следом шаг за шагом, нога в ногу, и неотступно глядя на меня старается подражать каждому моему движению – отождествляет себя со мною. Пройдя таким образом несколько шагов, она начинает мысленно воображать на некотором расстоянии впереди меня верёвку, протянутую поперёк дороги на аршин от земли. В тот момент когда я должен прикоснуться ногой к этой воображаемой верёвке, Олеся делает падающие движение, и тогда по её словам самый крепкий человек должен непременно упасть. –О ! Я еще много чего умею заявила Олеся, например, могу нагнать на вас страх – сидите вы например у себя в комнате вечером и вдруг на вас найдёт ни с того ни с сего такой страх, что вы задрожите и оглянуться назад не посмеете. Только для этого мне нужно знать где вы живёте и раньше видеть вашу комнату……. Я буду в это время в лесу, никуда из хаты не выйду, но буду сидеть и всё думать, что вот я иду по улице, вхожу в ваш дом, отворяю двери, вхожу в вашу комнату….вы сидите где нибудь….ну хоть у стола….я подкрадываюсь к вам сзади …..хватаю вас за плечо руками и начинаю давить…..а сама гляжу на вас – вот так смотрите – её брови сдвинулись, глаза в упор остановились на мне с грозным и притягивающим выражением, зрачки увеличились и посинели. Под этим пристальным, странным взглядом меня охватил холодный ужас сверхъестественного»…. – «Может быть, вам и не понравится что я скажу, а только у нас в роду никто не венчался – и мать и бабка без этого прожили….нам в церковь и заходить –то нельзя»….. «Всё из – за вашего колдовства?» — «Да, из – за нашего колдовства…..как же я посмею в церковь показаться, если уже от самого рождения моя душа продана ЕМУ…..весь наш род проклят во веки веков, да вы сами посудите: кто же нам помогает, как не ОН? Разве может простой человек сделать то, что я могу? Вся наша сила от НЕГО идёт»….

Согласно мнению церкви, нечистая сила может показывать бесконтактный бой и без контактёров.  Жития святых сообщают, что бесы, мстя праведникам или запугивая их, иногда били их на физическом уровне и даже поднимали на воздух и совершали воздействия на материальное без всяких контактёров…

Деятельность современных лиц, предлагающих магические услуги, выглядит, как обыкновенный бизнес, а вот традиционный подход приписывал некий аскетизм, и чем сильнее считался колдун, тем более «монашескую» жизнь он вел, они не монетизировали свою работу, но в то же время принимали подарки, продукты, работу или услуги.

Разумеется, колдуны оказывали не только вредоносное воздействие, но были целителями и в одном лице заменяли все отрасли современной медицины, включая скорую помощь и травматологию.

Рассказ, услышанный в Тверской области.

Девки в поле за деревней занимались укладкой сена в стога и по дороге домой, дурачась, стали фехтовать вилами, в результате одна другой пробила вилами бедро, потоком хлынула кровь. Послали в деревню за бабкой, через несколько минут она уже бежала напрямик через поле.

Повелев всем присутствующим встать кругом вокруг пострадавшей, она наложила ей пальцы на раны и принялась что-то шептать. Вскоре кровь была остановлена. Пострадавшая ушла домой на своих ногах, а на следующий день вновь приступила к работе. 

Эта же бабка принимала роды, заговаривала кожные болезни, лечила проблемы желудка и т.д. При этом, помимо заговоров, трав и пр., она использовала и вполне медицинские методы, например, при переломах ставила своего рода гипс из холста, промоченного яичным белком, который, застывая, цементировал ткань…

К подобной бабке в детстве возили и меня. С чем именно, не помню, наверное, с подозрением на сглаз. Диагностика проводилась следующим образом: она выстригла у меня несколько волос, закатала их в восковый шарик, положила его в миску с водой, где он плавал, как поплавок. 

Несколько раз, что-то бормоча, обнесла эту миску вокруг моей головы. Потом выдала «диагноз», а затем принялась за «лечение». Шарик она расплавила на огне свечи, он капал в ту же миску. Опять ее носила вокруг головы… Не помню, помогло ли мне это или само прошло, или же со мной ничего и не было, кроме каких-то опасений родителей…

Не всякий мог совладать с Силой, многие, внутренне не готовые соискатели или случайные обладатели, трагически погибали или сходили с ума — таких преданий множество.

Иногда случайные люди, наблюдая за колдунами, пытались повторить их действия.

Рассказ, услышанный в Смоленской области.

В деревне по очереди пасли коров. У кого сколько коров, столько дней и пасли. Настала очередь женщины, считавшейся колдуньей. Ее подозревали в передаче молока от чужих коров своей. Когда вечером она гнала коров с поля, волокла кнут по земле и что-то шептала. Один мужик, имевший репутацию местного дурака и пьяницы, пристроился на некотором расстоянии от нее и стал ее копировать: походку, волочил по земле веревку и повторял: «Что ей, то и мне» — воспринимал он это как забаву на показ друзьям, после чего они пошли пьянствовать. А веревку повесили в сенях на гвоздик. Через некоторое время они с удивлением обнаружили, что с нее капает молоко…

Несколько раз в деревнях мне показывали заброшенные дома, где ранее жили колдуны, родственников они то ли не имели, то ли те не спешили их как-либо использовать, или же их никто не покупал, учитывая репутацию. В общем, после их смерти дома стояли пустыми. Они пользовались недоброй славой у местных, их обходили стороной и уверяли, что там происходит что-то нехорошее — по всей видимости то, что ныне именуют полтергейстом…

В этой связи мне всегда вспоминается рассказ моей бабушки, которая говорила, что в их деревне был нехороший овин. Он давно не использовался по назначению, стоял на отшибе. Туда ходили ворожить и гадать и видимо что-то переколдовали. Там чувствовалось присутствие чего-то потустороннего: дыхание, стоны, стуки, неразборчивые голоса. Молодёжь подвыпив, ходила туда проверять нервы…  Потом овин сгорел по непонятной причине…

О происхождении слова «Колдун» нет единого мнения, например, википедия производит его от слова Коляда, соответственно колдовать — колядовать. Так же существуют версии происхождения от таких же схожих по звучанию, но так же совершенно иных по смыслу: литовских, венгерских и греческих слов. Все они лично мне кажутся сомнительными. Осмелюсь предположить, что в данном случае отгадку можно попробовать найти в слове Коло —колесо. Круг, вращение, солнцеворот… Все процессы в природе идут по кругу.

Это древнейшие символы мироустройства и магии. Вращение по кругу в самих жреческих, шаманских и колдовских практиках. Оборотничество не только от значения превращение, перевоплощение, но и от дословно оборачиваться-вращаться в самом обряде, кувыркаясь через ножи.

В колдовских практиках очень часто применялись и вращающиеся предметы — колёса, лопасти и жернова мельниц, самопрялки (белорусский вариант колесной самопрялки — называется коловрат -бел.- калаурот) и веретена, гончарный круг. 

Этнические обрядовые танцы, идущие по кругу от хоровода до зикра и шаманских плясок, вводящие в трансовые состояния сознания…

В охранительной магии, начертание круга являлось защитным приемом от нападения нечисти либо вредоносных воздействий, по кругу опахивали поселения в случае эпидемий… Круг — народная форма самоуправления в казачьей традиции… В общем солнце — круг: вращение, главнейшие и древнейшие символы, подсказанные самим мироустройством, имеются во всех этнических религиях.

Традиционная культура и народная магия, как ее составная часть практически исчезли вместе со старым образом жизни. Современные чародеи и волшебники не имеют никакого отношения к традиции и этнической культуре, они являются продуктом школ эзотерики, гипноза, оккультной литературы. Их деятельность построена по экономическим принципам.

Однако, нечистая сила и её проводники в мире людей никуда не делись и, напротив, только укрепили свою власть. Просто они в духе со временем действуют через понятные для современных людей образы.

P.S. Как относиться ко всему этому, решайте сами. В материале попытался изложить те представления, которые бытовали в простом народе, а в качестве примеров хоть и привел несколько литературных, все же по большей мере старался излагать то, с чем сталкивался сам, либо сам слышал в народной среде, ну а верить этому или нет — сам не знаю.

При понимании того, что все может быть и ничему не стоит удивляться (особенно в России) — при столкновении с колдовской сферой прежде всего должен действовать универсальный для России принцип: 

«Не верь, не бойся, не проси…»

Подписывайтесь на наш канал в яндекс-дзен.

От редакции: интервью опубликовано «как есть» без редакторской правки. Не забудьте подписаться на канал. Любое копирование материалов разрешено только при активной гиперссылке на сайт

Ссылка на музей в социальной сети «В контакте» Владимирская область, г.Покров, д.Желудьево 100 км от МКАД.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Не пропустите:

Присоединяйтесь ко мне в соцсетях

Вход

Видео дня

Новые посты на форуме