Top.Mail.Ru
Подмосковное средневековье с этнографическим парком-музеем "Русский остров" ⋆ Марковцы.ру
Меню
Главная » Статьи » Дачный блог » Подмосковное средневековье с этнографическим парком-музеем «Русский остров»

Подмосковное средневековье с этнографическим парком-музеем «Русский остров»

Сегодня в гостях у канала «Записки городского жителя» представитель Этнографического парка-музея «Русский остров», который попросил не называть его имени и фамилии. Мы собрались чтобы обсудить вопросы популяризации отечественной истории. 


Марк Темников, главный редактор: Что подвигло вас на создание этнографического музея? 

Представитель: В «прошлой жизни» я занимался совершенно другими делами в бурной столице -там я вполне состоялся, все и дальше шел в гору, но врожденные склонности к идеализму и философскому осмыслению жизни — мне не давали покоя — деловой мир основанный на жажде наживы, лукавстве, лицемерии, подлости и стремлении из всего сделать бизнес — вызывал у меня глубокое отвращение…

Еще одной моей болезнью было то, что сегодня изучается этнографией — этому виной наверное было детство в деревне где я застал последние осколки старого, стремительно уходящего традиционного мира -народные праздники, архаичные обряды, сельские технологии и самое главное простые человеческие отношения — всего этого мне очень не хватало в дальнейшей жизни.

Застал я и последних представителей старого мира — тех кого в ранне-советское время именовали кулаками — они чудом выжили между советскими жерновами и были уже глубокими стариками, но поражал их дух, нравственная сила и умение трудиться.

Труд на совесть был их смыслом жизни -работали они до последнего вздоха, за работой и умирали. В графе образование у них стояло — «неграмотный», но количество знаний — не академических, а жизненных, практических поражало — это была самая настоящая академия выживания, они могли с одним топором уйти в лес и из ничего создать многоукладное хозяйство. Помните сказку как мужик двух генералов прокормил ?— это про них. Сейчас же все стремятся в генералы, а настоящего мужика — хозяина почти не осталось, кто прокормит будущую Россию ?

И как будет жить Мега Москва без деревни, голова без тела, а главное без души? Эти и им подобные люди ушли унеся с собой душу России и знания накопленные веками, — многовековой опыт народа обнулился, а как гласит мудрость: народ утративший традиции обречен на вырождение —ведь народ делают народом горизонтальные связи, основанные на традиции. Отсюда возникает понятие: СВОИ. Сегодня мы во многом перестали быть своими, горизонтальные связи сломаны, каждый живет только своими интересами. Именно в этом причина всех нравственных проблем современного общества… 


На пике карьеры я оставил Москву и все дела в ней, и перебрался в деревню. Непосредственно же идея музея возникла когда я, путешествуя, попал в заброшенную деревню, безлюдье которой меня потрясло до глубины души — своего рода Летучий голландец. На сеновале сено, в сарае дрова, в печи чугунки и никого, а последний культурный слой — тара от ликеро-водочных изделий…тогда же я осознал что гибель деревни не была естественной.

Я подумал: в стране тысячи памятников, Ленину и прочим вождям, царям и сильным мира, и нет памятников простому человеку, крестьянину, становому хребту России, на котором она всегда и держалась… И я решил поставить такой памятник, пока в виде музея, хотя бы ради своего собственного долга… 


Т.М. Насколько масштабными были ваши финансовые вложения? 


П: Стартовым капиталом были деньги от проданной московской квартиры…вообще же тема финансирования одна из самых болезненных, к тому же сам проект не замышлялся как коммерческий…нехватку средств частично удается компенсировать тем, что все приходится делать своими руками и ногами. Сотни деревенских экспедиций с целью приобретения экспонатов и записи рассказов стариков, строительство помещений, исследовательская работа и т.д.. Так же и люди видя энтузиазм начинают приносить экспонаты и в чём то помогать и участвовать.

В общем таким образом, при помощи не равнодушных людей, которым пользуясь случаем хочу сказать: «Спасибо!», удалось создать довольно большую экспозицию: от домов и хоз.построек до ремесел и костюмов. Пожалуй не охваченной не осталась ни одна сторона народной жизни. 


Т.М. Какая цель у музея? 
П. В детстве все мы учили и пели песню «С чего начинается Родина». В ней же предлагался и перечень ответов… На мой же взгляд начинается она в первую очередь именно с народной культуры, культуры именно крестьянской, непосредственно связанной с землёй. Все традиции, обычаи, мировоззрение, все что создает узнаваемый образ народа — все оно родом из деревни.

Народная культура будит национальную память, даёт и связь поколений и возможность помнить родство и гармонию с природой, и наполняет жизнь нравственным смыслом. Народная культура даёт волю к свободе, к человеческому достоинству, люди черпают в ней силу. Именно поэтому ее всегда запрещали все поработители и тираны.

О традиционной этнической культуре во ее всех проявлениях и рассказывает музей. Его цель — показать историю и быт простого народа именно такими какими они и были, очистив от клюквы и идеологических установок. Помимо нравственного, объединяющего, воспитательного и научного смыслов народная культура имеет и чисто практические: ремесла и технологии, выживание в природе, практическая психология, системы физического развития и подготовки воинов, методы лечения, оздоравливания и реабилитации, организация праздников и многое другое. 

Т.М. Есть ли какие-то государственные программы, направленные на поддержку подобных проектов? 


П: Наверное, теоретически существуют какие то системы грандов, но бюрократическая сложность получения и отчётности отбивает всякое желание связываться. Просто не останется времени и сил на само дело… 


Т.М. У вас в группе была интересная публикация про древнее сельцо Шатур, расскажите нам подробно про это место 


П.: Я начну с более широкого момента, несколько слов скажу о достаточно новом направлении туризма: нестандартные краеведческие приват экскурсии для малых групп к малоизвестным, в том числе труднодоступным региональным достопримечательностям.

Куда у нас едут туристы? Владимир, Суздаль, ну ещё несколько маршрутов разработанных ещё в советское время. Они со всех сторон облеплены инфраструктурой турбизнеса… А что находится даже чуть в стороне от этих маршрутов, вообще мало кто знает, включая самих гидов.

Так вот тема краеведческого туризма — неисчерпаемая. В любой местности существует огромное количество памятников истории и природы, древние селища и городища, усадьбы, церкви, урочища, погосты, исторические деревни с памятниками деревянной архитектуры, советские заброшки, мистические места и т. д. И все это находится в живой природе, в естественном неотполированном виде, часто в красивейших экологических местах вдали от суеты и шума. Тут для познания не паханное поле, плюс комфортное состояние — нет официоза, доверительные отношения, не надо никуда спешить и бояться отстать от группы.

Везде есть интересные люди: мастера, умельцы, фермеры, которых так же интересно посетить. Везде есть свои местные предания и легенды . В общем реальная Россия и ее реальная история… Так вот село Шатур — это один из пунктов подобного путешествия. Всего же у нас разработано около 30 подобных маршрутов с десятками объектов осмотра каждый. Но вернемся к самому Шатуру — это один из древнейших ненаселённых пунктов региона и культовое место у исследователей Мещёры, аномальщиков и любителей экстремального туризма.

Село дало название городу Шатуре и району. Само же оно сейчас полузаброшено из за труднодоступности, но некоторые дачники приезжают. В селе есть заброшенная колокольня 19 века, старое кладбище, был еще довольно живописный мост через реку Поля, но часть его обвалилась. В общем, как сейчас говорят, место атмосферное. Сам же топоним является финно -угорским и содержит сочетание «УР» — довольно характерное для этих мест. Некоторые исследователи, оперирующие в жанре фантастики, выводят его от имени змеиного бога Ура, культ которого якобы был здесь распространен. Однако летописных свидетельств этому нет.

Да и сама легенда скорее всего современного времени. Возле села находится еще одно культовое место укладывающееся в эту легенду — змеиный камень, мегалит с волноприбойными знаками (известными в палеонтологии) в виде ползущих змей. Сторонники вышеозвученной теории считают его даже алтарём для жертвоприношений. Место это весьма популярно среди неоязычников, устроивших здесь своего рода капище.

От редакции: интервью опубликовано «как есть» без редакторской правки. Не забудьте подписаться на канал.

ссылка на музей в социальной сети «В контакте» Владимирская область, г.Покров, д.Желудьево 100 км от МКАД.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Не пропустите:

Присоединяйтесь ко мне в соцсетях

Вход

Видео дня

Новые посты на форуме